Развитие связной речи

Развитие связной речи и формирование навыков обще­ния — одна из главных задач детского сада. Связная речь представляет собой развернутые высказыва­ния, находящиеся в смысловом и структурном единстве и обеспечивающие общение людей.

Если в раннем возрасте речь малыша ситуативная,  экспрессивнaя, то к концу дошкольного возраста ребенок овладевает и контекстной речью. К семи годам нормально развивающий­ся ребенок должен овладеть основными формами устной ре­чи — внешней (устной) и внутренней, диалогической и моно­логической.

Диалогическая речь — наиболее простая форма устной ре­чи, характеризующаяся семантическим, структурным и смыс­ловым единством, служащая для непосредственного живого об­щения людей. Эта форма речи ситуативная и эмоциональна, так как участвующие в диалоге используют неязыковые выразительные средства: жесты, мимику, интонации, взгляды. Диалог состоит из отдельных реплик и поддерживается собеседниками, что позволяет опускать некоторые элементы развернутого вы­сказывания, использовать стереотипные разговорные кон­струкции.

Развитие диалогической речи находится в тесной связи с развитием внимания, памяти, мышления, автоматизацией звукопроизношения, формированием словаря и грамматического строя речи детей, таких качеств личности, как общительность, вежливость, а также ряд навы­ков поведения.

Дошкольники овладевают диалогической речью под руко­водством взрослых. Средства влияния педагога на диалогиче­скую речь дошкольников разнообразны, но важнейшим из них является организация речевого общения детей в повседневной жизни и на занятиях.

Можно рассмотреть один из самых действенных приемов развития диалогической речи дошкольников — беседу.

Беседа представляет собой заранее подготовленный разго­вор педагога с группой детей на определенную тему. Беседа является активным методом умственного воспитания дошколь­ника, потому что побуждает ребенка воспроизводить наиболее значимые, существенные факты, учит сравнивать, рассуждать, обобщать. В беседе постепенно формируются связные логиче­ские высказывания, оценочные суждения, активизируется сло­варь, так как педагог побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова. Таким образом, беседа стиму­лирует развитие мышления и речи дошкольника в единстве. Темы бесед намечаются в соответствии с изучаемыми лексиче­скими темами и в рамках ознакомления дошкольников с окру­жающим.

В беседе можно выделить такие структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание.

В начале беседы необходимо создать соответствующий те­ме эмоциональный настрой, вызвать у детей интерес к теме беседы, пробудить желание общаться, оживить имеющийся у детей опыт, активизировать их внимание. На этом этапе могут использоваться разнообразные приемы: демонстрация игруш­ки, предмета, живого объекта, фотографии, предметной или сюжетной картинки, загадывание загадки или чтение стихо­творения, прослушивание фрагмента музыкального произве­дения. Следует объяснить детям цель беседы и обосновать ее необходимость.

Основная часть беседы обычно делится на этапы, каждый из которых соответствует определенному разделу темы. Ис­пользуя разнообразные приемы, педагог должен обеспечивать плавный переход от одного этапа к другому, подводя итог высказываниям детей. Основным приемом работы в этой части беседы является вопрос, потому что именно вопросы позволяют поставить перед детьми мыслительно-речевую за­дачу. Важно, чтобы вопросы были четкими и конкретными, задавались неторопливо. Особенно ценны вопросы проблемного характера: почему? Зачем? По какой причине? Откуда? Как узнать?  Если на вопрос требуется развернутый ответ, целесообразно наметить план ответа. Можно активно использовать и такие приемы, как показ наглядного материала, чтение отрывков художественных произведений, рассказ или объяснение, игровые задания и занимательные упражнения. Следует отметить, что демонстрация наглядного материала во время беседы должна быть кратковременной, педагогу следует вовремя убрать продемонстрированный предмет или картинку, чтобы они не отвлекали детей. В этой части беседы важно следить, чтобы эмоциональный настрой детей не только сохранялся, но и нарастал, что позволит удерживать их внимание. Решению этой задачи способствует использова­ние игровых приемов и чтение художественных произведений.

Конец беседы краток по времени и подводит к синтезу темы. Эта часть беседы наиболее эмоциональна, действенна: рассматривание раздаточного материала, выполнение игровых упражнений, чтение художественного текста, пение, пожела­ния детям в их дальнейших наблюдениях.

Педагогу следует уделить особое внимание активизации каждого ребенка в процессе беседы, для чего можно использовать различные приемы: предварительную подготовку детей, дифференцированные вопросы и задания.

Обучению рассказыванию в детском саду отводится особое место, потому что именно рассказывание является одним из действенных средств развития связной речи. К семи годам дети должны овладеть двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом.

Пересказ является сравнительно простым видом речевой де­ятельности и представляет собой связное воспроизведение про­слушанного текста. Следует напомнить, что пересказ —- это не механическое воспроизведение текста, он обязательно включа­ет в себя некий творческий элемент. Пересказывая, ребенок может пользоваться готовой формой и излагать готовое содер­жание, но, осмысливая текст, он передает его свободно.

Обучение пересказу играет важную роль в формировании связной речи дошкольников. На занятиях по пересказу уточ­няются словарь детей и звукопроизношение, развиваются ре­чевой слух, внимание, память, мышление, воспитывается чув­ство языка, формируется интерес к тому, как следует излагать мысли. Правильно подобранные тексты для пересказа оказы­вают эмоциональное, эстетическое, нравственное воздействие на малышей.

Педагоги должны хорошо знать, какую структуру имеет занятие по пересказу:

  • вводная часть;
  • первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе;
  • беседа с целью уточнения содержания, привлечения вни­мания детей к языку произведения;
  • вторичное чтение с установкой на запоминание и после­дующий пересказ;
  • пауза для подготовки детей к ответам;
  • пересказ текста несколькими детьми;
  • оценка работы детей.

В вводной части занятия используются приемы, готовя­щие детей к восприятию произведения, формирующие соот­ветствующий эмоциональный настрой, организующие внима­ние. Это могут быть рассматривание картины или объекта, отгадывание загадок, чтение педагогом небольшого стихотвор­ного текста, прослушивание музыкального произведения.

Первичное чтение произведения играет очень важную роль. Педагог должен читать текст медленно, четко и вырази­тельно. Детей ни в коем случае не следует предупреждать о последующем пересказе, дабы обеспечить целостность вос­приятия произведения и его максимальное эмоциональное воздействие.

Не менее важную роль играет и беседа после первичного прочтения текста. Педагог должен продумать вопросы заранее, чтобы при разборе обеспечить понимание детьми идеи произ­ведения, выделить основные моменты, охарактеризовать пер­сонажей и их действия, обратить внимание на особенности языка произведения. Следует привлечь внимание детей к образности  языка, использованию определений, сравнений, противопоставлений, отработать с ними произношение сложных и фонетическом отношении и по слоговой структуре слов. В беседе уместно использовать такой прием:

- Послушайте еще раз, как описано дерево. А как можно сказать  о нем по-другому?

Кто может что-то добавить?

Следует уделить внимание уточнению предикативного словаря  дошкольников, используя следующий прием:

- Что делали дети? Перечислите все их действия.

В подготовительной к школе группе можно обратить вни­мание детей на разнообразие синтаксических конструкций.

Повторное чтение произведения после беседы с детьми проводится уже после нацеливания детей на пересказ.

После повторного чтения необходимо сделать паузу для обдумывания детьми содержания и подготовки к пересказу. На этом этапе, чтобы облегчить детям задачу, педагог может напомнить им план пересказа.

Пересказ может быть осуществлен по частям несколькими детьми или целиком одним ребенком. В подготовительной к школе группе после соответствующей подготовки можно ис­пользовать пересказ с изменением лица рассказчика, выбороч­ным пересказ, пересказ по ролям.

Обязательным этапом работы на таком занятии являются оценка работы детей, краткий сравнительный анализ двух или нескольких детских рассказов, оценка образности и точности языка. Это важный обучающий прием, и им не следует пре­небрегать, хотя опыт показывает, что этот последний этап занятия часто смазывается или опускается ввиду нехватки вре­мени.

Педагоги должны знать приемы, которые можно исполь­зовать на занятиях по пересказу, и хорошо владеть каждым из них. Это такие приемы, как обращение к личному опыту де­тей, показ наглядного материала, образец чтения произведе­ния, вопросы к детям, объяснения, указания, упражнения (индивидуальное и хоровое повторение слов и фраз), подсказка слова или фразы педагогом, совместный пересказ педагогом и ребенком, отраженный пересказ, пересказ по ролям, хоро­вое про го вари ванне коротких реплик, игра-драматизация или инсценировка.

В детском саду для обучения детей пересказу широко ис­пользуются сказки. Они служат прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста пересказу. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, черты их характеров ярко вы­ражены, мотивы поступков понятны. Важно эстетическое воз­действие сказок, мелодики их языка на детей.

Язык русских народных сказок характеризуется доступным словарем, четкими фразами, отсутствием сложных для воспри­ятия детьми грамматических форм, выразительностью, образ­ностью, наличием определений, сравнений, несложных форм прямой речи. Все это позволяет вовлечь детей в активную работу.

Сказки для пересказа должны быть подобраны в зависи­мости от уровня развития детей, состояния их внимания, па­мяти и речи.

Пересказ сказок оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников, которые учатся овладевать род­ным языком, его образным строем, приобщаются к подлинно художественной речи. В процессе овладения пересказом акти­визируется образное мышление дошкольников, стимулируется их творческое воображение. Дети учатся находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, ло­гически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звукопроизношения. Таким образом совершенствуются все стороны речи дошкольников: лексическая, грамматическая, фонети­ческая, интенсифицируется процесс овладения языковыми средствами, углубляются нравственные представления и чув­ства ребенка, его эмоциональные и эстетические пережива­ния. Идет активное пополнение и расширение словаря, так как работа над пересказом обеспечивает многократное повто­рение ребенком нового слова в различных вариантах: вслед за педагогом, в ответах на вопрос, непосредственно при переска­зе. Если ребенок не только слушает сказки, но и воспроизво­дит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на личность, на его речевое развитие усилива­ется.

Hа занятиях по пересказу дети приучаются к умственному труду. У них формируется умение усваивать речевые образы.

Для решения вышеперечисленных задач на занятиях по пересказу сказок педагог может использовать беседу, объяснение, вопросы, речевой образец, демонстрацию наглядного материала . Выбор приемов обучения и методика их применения различны в зависимости от степени подготовленности детей, уровня их активности, самостоятельности.

Средствами выразительного чтения, вопросами, уточняющими  пояснениями педагог стремится сосредоточить внимание детей на содержании сказки, добивается, чтобы дети поняли прочитанное и эмоционально отнеслись к описанным событиям и поступкам героев. Поскольку речевая практика детей на занятиях по пересказу строится на языковом материале прочитанного произведения, педагог должен различны­ми приемами привлекать внимание детей к словосочетаниям, оборотам, ритмическим особенностям текста и т.п. Педагог должен умело побуждать детей к повторению тех или иных предложений, то есть к следованию языковым образцам. В процессе такой работы дошкольники учатся использовать различные интонации, силу голоса, темп речи. Они  приобретают  первоначальный опыт передачи переживаний действу­ющих лиц и своего отношения к описанным персонажам, со­бытиям, действиям.

Мелехва С.Ю.

педагог-психолог

Краснодарский край