Загадка — это вид устного художественного творчества. Загадки, кото­рые достались нам как культурное наследие прошлого, в большинстве своем народные. В них в образной иносказательной форме отражены труд и быт людей, окружающий мир, явления природы, животные, птицы, растения. Язык современных загадок — литературных, имеющих своих авторов, нам более близок и понятен. Тем не менее многие народные загадки будут беско­нечно нас радовать и удивлять. Они служат классическими образцами для сочинения новых загадок.

Загадки представляют собой вопрос или задание, в котором содержится образное описание предмета, его характерных особенностей и которое тре­бует разгадки. Чаще всего загадка имеет форму стихотворения, что делает ее более привлекательной.

Сочинение загадок — непростая задача для детей. Для этого им нужно научиться кратко описывать предметы, явления. Находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства, отбрасывая второ­степенное и малозначащее. Чтобы научиться придумывать загадки, надо знать, какими способами при этом можно пользоваться. Рассмотрим не­которые из них.

1.Загадка в виде вопроса

Кто на себе свой дом носит? (Улитка.)

Кто всех пугается, под кустом спасается? (Заяц.)

2.Загадка в виде логического задания, или загад­ка-смекалка

У семи братьев по одной сестре, много ли сестер? (Одна.)

У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8 детей, 7 братьев, имеющих одну сестру.)

3.Юмористические загадки, или загадки-шутки

Суть таких загадок в ловушке или в игре слов. Они остроумны, поража­ют неожиданностью ответа. Такая загадка не подсказывает ответ, а иногда, наоборот, заставляет мысль работать в неверном направлении.

Каких камней нет ни в одном море? (Сухих.)

Как написать «мышеловка» пятью буквами? (Кошка.)

Кто была первая русская женщина, освоившая летательный аппарат? (Баба Яга.)

4.Указание лишь частей предмета и их количества

Шесть ног, две головы, один хвост — что это такое? (Всадник и лошадь.)

Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Нож­ницы.)

5. Перечисление действий предмета без его называния

Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит. (Речка.)

Гладишь — ласкается, дразнишь — кусается. (Собака.)

6. Прямое описание характерных особенностей предмета без его назы­вания

Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар.)

Летом серый, зимой белый. (Заяц.)

7.Метафорическое изображение предмета, когда описание характерных особенностей одного предмета дается через другой предмет

Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.)

Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сза­ди метла. (Корова.)

8.Загадка, составленная по методу отрицания

Жидко, да не вода, бело, да не снег. (Молоко.)

С бородой, а не старик, с рогами, а не бык. (Козел.)

9.Загадка, составленная по методу противоречий

— Я кислое и сладкое, я твердое и мягкое, я бледное и румяное.

Ну-ка, узнай меня! (Яблоко.)

При составлении загадок редко пользуются одним каким-то способом, чаще всего они совмещаются.

Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы садились много раз. (Стулья.)

Всем этим способам составления загадок желательно обучать детей, на­чиная с дошкольного возраста. Работа по придумыванию загадок с детьми дает прекрасный материал по расширению и активизации лексики детей сло­вами, обозначающими качества, признаки, состояния предметов и их дейст­вия. Более ценными эти игры делает совмещение целей, способствующих развитию логического мышления и образной речи. Особое внимание уделя­ется развитию ассоциативного мышления у детей, которое является одним из составных любого вида творчества.

Мы предлагаем некоторые способы обучения детей составлению зага­док. Начинаем с самого простого, например, с перечисления частей пред­мета и их количества. Покажите детям картинку, на которой изображен всад­ник на коне. Не надо загадывать детям загадку. Вы ее с ними «придумаете». Это можно сделать на занятии по математике. Попросите детей посчитать, сколько всего будет ног у коня и всадника вместе, сколько голов, хвостов. Можно посчитать и глаза, и уши. Осталось загадку сформулировать, выу­чить наизусть и кому-нибудь загадать, например, работникам детского сада, родителям. На следующем занятии возьмите две картинки: одну с изображе­нием стула, другую — с изображением кошки или собаки. Посчитайте с детьми детали: 8 ног, 2 спины, 1 голова, 1 хвост. Отгадка: кошка спит на стуле. Дети самостоятельно могут придумать загадки по картинкам, на кото­рых изображены Змей Горыныч, лиса с уткой в зубах, птица на корове, носороге, муха на арбузе (6 ног, 1 голова, 2 пуза). Интересную загадку можно придумать по картинке, изображающей человека, который сидит за столом на стуле и ест курицу и т. д. В таких загадках можно учить детей образовывать сложные прилагательные: «восьминогий охотится за шестиногими». (Паук — за мухами.)

Достаточно легкий и доступный способ составления загадок для детей — по принципу отрицания. Этому способу, как и предыдуще­му, можно обучать, начиная с пятилетнего возраста. Педагог сам предвари­тельно может придумать про любой предмет свою загадку и предложить ее детям для составления, например:

Круглый, но не апельсин,

Катится, но не машина,

Скачет, но не зайка? Что это? (Мячик.)

Рассмотрим еще один способ составления загадок путем противоречий. В становлении творчества у детей огромное значение имеет освоение анто­нимов. Дж. Родари обращает внимание на то, что мысль возникает из пар­ных понятий: «Понятие мягкий появляется не до и не после понятия жест­кий, а одновременно с ним, в процессе их столкновения, который и есть созидание». Метод противоречий имеет для ребенка практическое значение. Дошкольник обязательно станет школьником. Этот метод помо­жет ему при изучении законов окружающего мира.

Чтобы составить с детьми загадку, используя противоречивые качества предмета, ее надо придумать сначала самому педагогу. Для этого нужно нау­читься находить противоречия в предметах и явлениях. Диалектика учит нас, что в основе любого развития лежит противоречие. В каждом предмете, в каждом процессе заключены противоположности. Внутренние противоре­чия являются причиной «самодвижения», «саморазвития». Именно внутрен­ние противоречия в предмете всегда скрыты, и обнаружить их нелегко. Они и есть загадка, тайна. Над разрешением противоречий человечество бьется с самого момента своего зарождения. Они его будут сопровождать и в буду­щем. Метод противоречий при изучении свойств и качеств позволяет ребен­ку проникнуть в сущность и глубину предметов и явлений. Детей этому логи­ческому приему надо специально обучать. Предварительно необходимо нау­чить детей подбирать противоположные признаки, состояния, действия, обо­гатить их лексику словами-антонимами. Работа над антонимами может про­водиться в разных играх и на занятиях. На занятиях по математике дети со­поставляют предметы и явления по количественным, временным, простран­ственным отношениям (много — мало, рано — поздно, далеко — близко). На занятиях по развитию речи сопоставляют предметы по качествам, свой­ствам, состояниям (положительный — отрицательный, хитрый — просто­душный). Можно с детьми придумать такую загадку:

Я бываю разная:

Чистая и грязная,

Полная и пустая,

Глубокая и мелкая,

И зовусь тарелкою.

Разумеется, не стоит ждать от детей создания шедевров в полном смыс­ле этого слова. Творчество ребенка находится в процессе становления. Но только в атмосфере творчества, активного сотрудничества детей с педаго­гом и друг с другом можно растить свободную личность. Не управлять, а направлять развитие без подавления, совершенствуя способности детей в игре, — именно эти принципы составляют суть личностно-ориентированной педагогики.