По результатам исследования дошкольников и школьников (1991), проведенного Ленинградским педиатрическим медицинским институтом, здоровыми признано всего лишь 0,7 % детей,  а патология нервной системы выявлена у 43,9% (Гордеев В., Александрович Ю., 2001). В связи с этим остро встает проблема обеспечения и сохранения психологического здоровья детей на всех возрастных этапах – дошкольном, младшем школьном, подростковом и раннем юношеском.

В докладе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» (1979) основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая родителями, замещающими их лицами, воспитателями и учителями. Враждебное отношение взрослого к ребенку, недостаточное предоставление ребенку самостоятельности и независимости, невозможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома, негативные стандарты общения сотрудников школы с детьми ведет к нарушению психического здоровья детей.

Отмеченные экспертами ВОЗ недостатки в подходе к проблеме психологического здоровья к настоящему времени получили некоторую положительную динамику изменений. За это время были разработаны практические методы психотерапевтической помощи детям и подросткам (в области арттерапии, библиотерапии, гештальт-терапии, игровой недирективной и игровой терапии отреагирования и построения отношений, рациональной и телесно-ориентированной и т.п.). Вместе с тем, в области музыкальной психотерапии наблюдается недостаточная проработанность в сфере применения средств музыкотерапии в работе с детьми и подростками.

Анализ имеющихся работ в области музыкальной психотерапии (С. В.Шушарджан, Блаво Люшер, В.М. Элькин, Г.-Г. Декер-Фойгт, В.И.Петрушин, О.А.Ворожцова и др.) показал, что до настоящего времени исследователями не выявлены особенности детской музыкальной психотерапии и не разработаны детские музыкально-коррекционные программы. Одним из способов преодоления проблемы отсутствия разработок в музыкально-коррекционой области является предлагаемый нами авторский метод музыкальной психоэлевации.

Идея метода психоэлевации заимствована у И.Медведевой и Т.Л.Шишовой, которые предложили проводить психотерапию детских неврозов (страхов, патологической застенчивости, демонстративности, тиков, заикания и т.д.) с помощью кукольного театра. Свою методику они называют драматической психоэлевацией. Под этим понимается возвышение души театральными средствами. Идея проведения психоэлевации  музыкальными средствами  предложена Тороповой А. В.

Музыкальная психоэлевация – это метод, направленный на изменение отношения к какому-либо отрицательно воспринимаемому качеству на социально и личностно приемлемое видение, что ведет к созданию позитивной «Я-концепции». Авторский метод музыкальной психоэлевации сориентирован на помощь школьникам в формировании целостной «Я концепции» через изменение самоотношения и может быть применен в работе практического психолога.

Метод музыкальной психоэлевации рекомендован неуверенным старшим дошкольникам и школьникам, склонным к когнитивному стилю, неготовым к раскрытию своих проблем перед психологом, испытывающими трудности в выражении своих эмоций. Общение же посредством музыки освобождает ребенка и подростка от разговора о нем самом, дает возможность прямо не раскрывая свои трудности, все же решать их через  вынесение проблемы в план музыкального произведения.

Целью проводимых нами занятий у детей с СДВГ являлось изменение негативного самоотношения на позитивное с помощью метода музыкальной психоэлевации.

Основная идея и содержание музыкально-коррекционной работы:

  1. В рамки детской психологии необходимо и целесообразно включать психологические методы развития личности средствами музыкального искусства, в частности работы с самоотношением и «Я концепцией» ребенка и подростка с помощью музыки.
  2. Музыка оказывает воздействие на самоотношение школьника, которое более эффективно в специально организованных условиях и охватывает в первую очередь аффективную, когнитивную стороны феномена.
  3. На основании доказанности факта возможностей музыки во влиянии на позитивное самоотношение автором предлагаются следующие основные этапы работы по методу музыкальной психоэлевации: первый этап – диагностический,  второй – коррекционный.

Сущность метода заключается в изменении отношения к негативно воспринимаемому школьником собственному качеству, через трансформацию его в художественном мире произведения в процессе диалога между «образом Я» и музыкальной пьесой.

Основными психологическими механизмами метода являются:

- диалог,

- трансценденция, то есть вынесение в область художественного пространства музыкального произведения негативно воспринимаемого качества,

- трансформация в процессе «путешествия» в рамках музыкального произведения  вместе с героем музыкальной пьесы выделенного в результате психодиагностики качества,

- присвоение нового образа качества в процессе цикла занятий по методу музыкальной психоэлевации.

Критерии успешности работы:

ввиду того, что процесс изменения «Я концепции» довольно сложный и длительный, данные, полученные после работы по методу музыкальной психоэлевации не могут значительно отличатся от результатов первичной диагностики, но тем не менее существуют некоторые изменения, происходящие с индивидуальным негативно воспринимаемым качеством, которые фиксируются психологом при помощи авторской методики музыкальной диагностики. Дополнительно можно отметить, что наблюдалось повышение общего фона настроения и уменьшение тревожности у всех испытуемых. Кроме того, при констатация положительной динамики изменений  мы пользовались методом анализа новых сюжетных линий, вводимых ребенком или подростком, анализ новых интерпретаций, которые делал школьник в отношении поступков и действий героев музыкального произведения.

Противопоказания к применению метода:

- занятия не рекомендуются детям младше 4 лет;

- занятия противопоказаны детям, подростками и юношам имеющими процессуальные заболевания.

Необходимое оборудование и материалы: поскольку метод музыкальной психоэлевации относится к такому направлению как музыкальная арттерапия, то для занятий понадобятся музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор), проигрыватель для СД дисков, бумага, гуашь и карандаши.

Рекомендуемые для занятий музыкальные произведения:

Артемьев Э. Мозаика;

Бетховен Л. Багатели. Соч. 33, ми бемоль мажор;

Боккерини Л. Менуэт;

Бородин А. Маленькая cюита. Номер шесть. Серенада;

Дебюсси К. Эстампы. Сады под дождем;

Дворжак А. Симфония  9 ми минор из «Нового света» соч.95. Фрагмент  из первой части;

Лядов А. Музыкальная табакерка. Соч. 32;

Мессиан О. Медитация 7. Фрагмент из сюиты для органа;

Моцарт В. Увертюра. Фрагмент из оперы Свадьба Фигаро;

Мусоргский М. Прогулка. Фрагмент из сюиты «Картинки с выставки»;

Родионов А. Интродукция. Ансамбль «Опус»;

Сен-Санс К. Лебедь. Фрагмент из сюиты карнавал животных;

Франк С. Симфония ре минор. Фрагмент из первой части;

Хиндемит П. Прелюдия из цикла Ludus tonalis;

Чайковский П. Времена года. Соч. 37-бис. Январь. У камелька;

Шопен Ф. Вальс си минор. Соч. 69, номер 2;

Шуберт Ф. – Лист Ф. Серенада;

Hardin L.  Hot horn;

LaRocca N. Dippermouth blues.

Этапы практических занятий по методу музыкальной психоэлевации:

Восприятие музыки на первом уровне – уровне эмоциональной отзывчивости, характеризуется включением аффективного компонента самосознания и протеканием эмоционально-оценочной деятельности, ориентирующейся на ценностную шкалу «Я концепции». На этом этапе школьник на эмоциональном уровне оценивает музыкальную пьесу и выбирает, откроет он или нет свой внутренний мир навстречу звучащей музыке, или же она так и пройдет мимо, не заинтересовав и не захватив подростка. Подобрать музыкальный материал, на который сориентирован подросток, и который в наибольшей степени соответствует его «Я концепции», мы можем в опоре на результаты музыкальной психодиагностики, где кроме всего прочего отмечались понравившееся и непонравившееся фрагменты.

После того, как прозвучит музыкальное произведение, музыкальный психолог направляет беседу в русло того, какие настроения и эмоции «живут» в этой музыке. Эта беседа очень схожа с методикой незаконченных предложений, только при музыкальной психоэлевации школьник размышляет «над окончанием», то есть субъективной расшифровкой музыкальных интонаций, а не словесных формул. На этом этапе очень важна хорошая музыковедческая подготовка музыкального психолога, знания в области музыкальной формы и специфических, выразительных приемов используемых в рамках различных стилей и жанров. Применение их в музыке направляет восприятие подростка в сторону построения определенных интерпретаций. Необходимость анализа включает когнитивный компонент самосознания, без активизации которого невозможно изменение «Я концепции».

Музыкальный психолог получает из этой беседы знание типичных интерпретаций, а, следовательно, внутриличностных оценок (самооценок), вынесенных на  символический план с помощью  музыкального произведения, и таким образом по возможности «очищенных» от психологических защит. После этого, можно сказать, подготовительного этапа начинается основной этап – собственно психоэлевация, то есть изменение отношения к какому-либо качеству на социально и личностно приемлемое его видение. На этом этапе мы формируем фабулу, описываем характер героя, создаем эмоциональный портрет героя, строим вместе с подростком новый внутренний сюжет, создаем новый образ качества, а, следовательно, запускаем механизм изменения «Я концепции», когда придумываем сюжет, в котором главный герой обладает тем же качеством, что и школьник, но в положительно оцениваемом обществом и личностью значении. Принятие отдельного качества способствует формированию позитивного самопринятия и целостной «Я концепции» у школьника.

Чтобы новое отношение, едва сформировавшись и не найдя опоры, к которой можно тянуться, не исчезло, нужно найти в субъективном жизненном процессе кульминационные точки, на которые направить основные усилия по достижению компетентности, которая обеспечивает самоуважение и самопринятие. Музыкальный психолог должен помочь подростку в построении плана жизни, в котором будет присутствовать новое качество. Проделанная в результате музыкальной психокоррекции работа, создает условия для сдвига «желаемого будущего» в сферу проектируемого будущего, дает перспективу перехода от идеального проектирования к чувственно-практической реализации идеальных проектов. Прохождение всех уровней восприятия музыкального произведения дает способность действовать на основе полного самосознания, способность ощущать свою целостность и целостность всего мира. Возникает творческий и деятельный подход к жизни, рождается универсальный человек, способный переходить с одного плана на другой, обогащая себя новыми смыслами, способствующими личностному развитию.

Литература:

Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М., 2004.

Гордеев В., Александрович Ю. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки развития детей. С-Пб., 2001.

Копытин А.И.  Основы арттерапии.  С-Пб., 1999.

Торопова А.В. Музыкальная диагностика особенностей архетипической структуры личности. Современные направления арттерапии в медицине и образовании. //Сборник тезисов Второй Всероссийской научно-практической конференции. М., 1997.

Хозяин и Собака. Лечебный театр Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой.  М., 2000.