Теоретическая основа психотерапевтической работы – в целом -  включает принципы современной гуманистической психологии, с ее личностно-ориентированным подходом к человеку. Философские корни метода  связаны непосредственно с феноменологическим подходом, эволюционно восходящим к Гуссерлю и Гете, активно пропагандируемым  в последнее время в рамках гештальтпсихологии, теории Хайдеггера и др., а также – в практике разнообразных психотерапевтических школ (например, в гештальт-терапии), лечебной и обычной педагогики. «…Феноменологическое описание предполагает два направления: поэтическое, или описание акта переживания, и ноэматическое, или описание «того, что пережито» (Гуссерль).

Арт-терапия, или терапия искусством, это есть частный метод психотерапии. Его особенность заключается в том, что он охватывает как бы две совершенно не похожие  стороны человеческой жизни:

1. область деятельности, связанную с творческой активностью;

2. область восприятия, переживания и осознания процесса творчества и его результатов.

Причем сам процесс художественного творчества – это прежде всего возможность сделать неосознаваемое видимым, а значит переработать и ассимилировать его.

Арт-терапия “конструирует” субъективный мир переживаний и взаимодействий человека, как в искусстве, так и окружающем мире; предоставляет человеку собственное  “безопасное пространство ”:

1) для заключения или “отреагирования” проблем, конфликтов, стрессов, иных кризисных ситуаций из прошлого, осознавания моментов напряжения, высвобождения и восстановления эмоционально и физически сдерживаемой энергии, органичного баланса.

2) для лучшего понимания себя, контакта с внутренними чувствами, потребностями и мотивами, желаниями, телесными ощущениями (в отношении детей – помощь в синтезе  вышеперечисленного).

3) для развития коммуникативных возможностей, в т.ч. – отношениям с другими людьми, в частности – с терапевтом или другими участниками группы(«кому адресовано нарисованное», «отношение к инструкции терапевта», фантазирование на тему возможного ответа и др.). К этому вопросу  относится работа с прерываниями цикла контакта, обусловленными интроекцией, проекцией, ретрофлексией и др., формирование конструктивных взаимоотношений, а также – потенциала для контакта, чувств и действий. Формы работы с этой темой могут быть различны: рисунок-диалог (рисуют 2 участника, или клиент-терапевт), обсуждение элементов и их соотношения  в уже сотворенном рисунке.

4) для расширения самоотношения, представлений о себе,  самооценки   достижений, часто имеющей связь с внутренними конфликтами (и нуждающимися в экстериоризации при помощи искусства). Сюда относится работа с полярностями – их проработка и интеграция.

4) для творческого эксперимента, экспрессии, поиска большей свободы самовыражения.

5) для поисков новых средств взаимодействий с реальностью.

Помимо этого, имеет место гипотеза, что искусство само по себе является обогащающим, развивающим для человека в силу своих законов: художественное переживание, движения, цвета, ритма, развития форм (гештальтов) и образов способствует гармонизации, поддержанию интереса к самому себе и окружающему миру, формированию целостности, свободы проявлений и интеграции личности, что само по себе терапевтично.

Огромный материал по этим темам подробно рассматривается в рамках лечебного направления вальдорфской педагогики.

Литература по арт-терапии:

Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М., 2002.

Кох Э., Вагнер Г. Индивидуальность цвета. М.,1995.

Перлс Ф., Гудмен П. Теория гештальттерапии. М., 2004.

Петрова Е.Ю. Статьи и записи лекций по гештальттерапии. С-Пб, 2003.

Шоттенлоер Г. Рисунок и образ в Гештальттерапии. С-Пб., 2002.