В чем же заключаются основные особенности правильного дыхания, снимающего утомление? Прежде всего в том, что оно не придумано, а подслушано у самого человека, когда он дышит естественно, в крепком сне. Ведь спящему человеку для хорошего отдыха необходим достаточный запас кислор0да и хорошая отдача углекислоты, иначе он не отдохнет. Очевидно, организм диктует ему такое дыхание, которое обеспечивает отдых.

Как же дышит крепко спящий человек? Почти всегда он спокойно вдыхает воздух через слегка сомкнутые губы, потом останавливается, а затем легко и быстро вдыхает носом. Таким образом, его дыхание складывается не из двух, как мы привыкли думать, моментов-Вдоха и выдоха, а из трех:

1) вдох через сомкнутые губы,
2) пауза,
3) легкий носовой выдох.

Эти три момента принято называть фазами; из такого трехфазного дыхания мы и будем исходить при тренировке.

Итак, дыхание, которое дает человеку отдых, состоит из тех фаз: выдоха, паузы и Вдоха. При физической нагрузке одышка, чрезмерная потливость и краснота лица вызываются тем, что в организме накапливается избыток углекислоты. Длинный упругий вдох хорошо очищает от нее легочные пузырьки (альвеолы). Вдох же после паузы заполняет их достаточным количеством кислорода. При этом сердце работает лучше и организм человека значительно меньше утомляется. Отсюда можно сделать вывод, что при тренировках очень важно учиться длинному ровному вдоху. Вдох же должен быть непроизвольным, руководить им не следует.

Очень важна вторая фаза-пауза. Она подсказывает, когда и сколько нужно вдохнуть. Третья фаза  естественный вдох производится автоматически, не переполняя чрезмерно легкие. При этом он входит бесшумно или почти бесшумно,
так как носовые ходы сами собой расширяются. Вдох же чрезмерный, искусственный, обычно больше, чем нужно, растягивает легочные пузырьки; при этом мы слышим сопенье носовые ходы сжимаются, затормаживая избыточное поступление воздуха.

Большинство и взрослых и детей при слове «вдох» привыкли втягивать воздух искусственно. Эта привычка мешает
правильной работе дыхания. Вообразим процесс дыхания в самом упрощенном виде: мы выдохнули и ждем, когда
воздух вернется, войдет в легкие. Возвращается дыхание самостоятельно, и добавлять к нему ничего не нужно. Мы
как бы открыли ему двери и впустили, а входит оно само, без нашей помощи. Такое представление помогает скорейшей выработке естественного вдоха, поэтому мы даже заменим мешающее нам слово «Вдох» условным термином
«возврат дыхания». Тогда три фазы дыхания обозначатся так:

1) выдох,

2) пауза (ожидание),

3) возврат дыхания.

«Возврат дыхания» должен быть обязательно носовым. Вдыхание ртом менее естественно и дает организму меньше
кислорода. При этом горло и легкие ничем не защищены от всего вредного, что насыщает атмосферу: от пыли, бацилл,
а также от разницы температур.

Во время танца воздух особенно нечист, и глотать его чрезвычайно вредно. Дышащие ртом часто заболевают
горловыми болезнями. При носовом же вдохе грязь и бациллы задерживаются волосками слизистой оболочки носа, не
попадая в горло и легкие; воздух согревается и увлажняется.

Итак, запомним: трехфазное дыхание снимает утомление, так как выдох очищает легкие от углекислоты, а естественный
вдох заполняет их в достаточном количестве кислородом.

На протяжении ряда лет для выработки правильного трехфазного дыхания мы будем работать в трех направлениях:

1) усвоение приемов дыхания, снимающих утомление;
2) развитие дыхательной мускулатуры путем специальных
упражнений;

3) применение приемов рационального дыхания в движении.

Все это время мы будем заниматься тренировкой длинного упругого выдоха. Дыхательные упражнения будут строиться главным образом на использовании речи и пения, так как и то и другое основано на выдохе. Кроме того, мы будем прибегать и к специальной дыхательной гимнастике. Постепенно в уроки начнем вводить все больше упражнений, связанных с движением. Приемы трехфазного дыхания будут применяться независимо от положения тела и характера движения, причем ученики научатся в танце дышать бесшумно.