Artistic media in art therapy

Среди художественных средств для психотерапевтической работы следует особенным образом выделить технику живописи акварелью по-мокрому (иначе: a la prima). В силу своей специфики ( при условии хорошего качества материалов) акварель настраивает на тонкое переживание мира цвета, его оттенков , ритма и движения , гармонии и противоборства красок, а также активизирует переживание мира человеческих чувств и ощущений, поэтому широко используется в арт-терапии.  Тенденция слегка растекаться на сырой бумаге способствует большей свободе рисующего, создавая элемент неожиданности, формирует «игровой» настрой.

Работать таким образом можно без возрастных ограничений ( от 3-4 лет и старше). Начинать лучше с простых «цветовых проб» одним или несколькими цветами, постепенно- одновременно с ростом инструментальных и художественных возможностей рисующего- усложнять упражнения вплоть до создания объемных образов в пространстве листа, связанных с душевной жизнью, возникающих из чувства внутренней, душевной сопричастности изображаемому (как бы “внутренней феноменологии”). Чтобы сделать процесс рисования по возможности более живым, лучше, чтобы образы не переносились на бумагу, а буквально создавались на ней, лепились из цвета силой  фантазии, действующей в настоящий момент времени.

Рассмотрим пример:

1 Работа акварелью по-мокрому. Материал: разведенные в маленьких кюветках краски разнообразных цветов, планшеты(ровные столы) для натягивания бумаги, бумага, вода, кисточки.

Инструкция:

- Посмотрите внимательно на красочную палитру, выберите цвет, который более всего притягателен для вас сейчас, наносите его на бумагу, стараясь почувствовать его внутренний ритм, настроение, движение. Пусть движения вашей кисточки соответствуют характеру цвета. Постарайтесь почувствовать, как этот характер отзывается в вашей душе, какой отклик вызывает…

Затем работы отставляются в сторону, рассматриваются, обсуждается выбор цвета и вызванные им чувства…

Несколько проще в использовании такой художественный материал как пастель (с точки зрения организации процесса – они не требуют использования воды, кисточки, губки и проч.), однако пастельные мелки более тусклые, мягкие по цвету и не дают такой богатой палитры как акварель. Их очевидный плюс – доступность: можно в любой момент продолжить работу в соответствии с потребностью ее автора (или авторов), что-то дорисовать (в том числе- акварельную работу), перекрыть новым слоем уже нарисованное и т.д. Можно рисовать, «размазывая пальцами».