При обучении 5—6 -летних детей с ОНР и подготовке их к школе выявляются несформированность лексико-грамматических средств языка, дефекты произношения и недоразвитие фонематического восприятия.
Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умения слышать и различать звуки речи (фонемы), а это одна из причин возникновения дисграфий и дислексии у школьников.
Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру. Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что современные дети много знают, а восприятие, воображение их менее продуктивны.
По своей природе дети очень любознательны, они хотят многое познать и многое понять, но, к сожалению, часто относятся к учебе несерьезно. Для «вхождения» детей в обучение необходима система коррекционно-развивающих игр и упражнений, направленных как на выявление имеющихся у детей слабых звеньев в развитии фонематического восприятия, так и на их выравнивание (коррекцию) (приложение 1).
Стараясь организовать обучение и развитие детей с ОНР в виде самой привлекательной, а главное основной для них деятельности — игры, взрослым нужно отнестись к игровому обучению как к развлечению, проникнуться духом игры. Ведь учить и учиться можно увлекательно. Но чтобы этот замысел был реализован, нужно научить дошкольников с нарушениями речи хорошо и быстро запоминать, размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим содержанием слова, научить различать фонемы (звуки речи) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это и есть главное условие успешного обучения чтению и письму дошкольников с ОНР.
В своей книге «Обучение чтению и письму шестилеток» Д.Б. Эльконин пишет о I периоде пропедевтики чтения и предлагает начать обучение с темы «Слогоударная структура слова» для подготовки детей к новой языковой ориентации на форму слова. Слогоударные схемы слов строятся гораздо легче, чем звуковые. Работая с ними, ребята овладевают первичными навыками моделирования. Чтобы занятия были динамичными и веселыми, следует использовать стихи, считалки, забавные игры с перестановкой ударения.
Один из центральных принципов методики — достаточно долгий (20—25 занятий) этап звукового анализа, который предшествует этапу введения букв. Сравнительно долгий до-буквенный этап звукового анализа позволяет решить еще одну едва ли не самую сложную проблему — начальное обучение чтению. В этот период подготавливается будущее чтение закрытых слогов и слогов со стечением согласных. Каждый этап звукового анализа должен сопровождаться слитно-протяжным чтением звуковой схемы.
В букварный период для обучения детей чтению по м,ето-дике Д.Б. Эльконина целесообразно гласные буквы вводить парами: а — я, о — ё, у — ю, ы — и, э — е. Этот метод имеет два преимущества:
- читая первые слоги, дети овладевают общим способом чтения любых слогов, учатся ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной;
- моделируют отношения согласных и гласных.
В этот период (период пропедевтики чтения) уместен прием: буква отдает команду:
а, о, у, ы, э — читаются твердо;
я, ё, ю, е, и — читаются мягко.
Позднее при знакомстве с согласными это звучит как «две работы согласной буквы».
Методика тем хороша и интересна, что помогает детям учиться. Для воспитания самостоятельности детского мышления чрезвычайно ценны такие учебные ситуации, где нет готовых способов действия, ребята не копируют логопеда, а ищут собственные способы работы. Весьма интересны задания-«ловушки», которые учат детей самостоятельному, а не имитационному ответу на вопрос. (Логопед спрашивает и сам же предлагает неверный ответ.)
Игры, которые используются на занятиях по обучению грамоте, вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный, эмоциональный оттенок. На каждом занятии детям предлагается такая игра, в результате которой у них формируются новые понятия, перестраивается представление о слове, задается воображаемая игровая ситуация (страна живых слов, звуковой лес, звуковая стройка).
В играх используются условные персонажи, которые персонифицируют собой вводимые понятия. Ведь Незнайка и Буратино не могут олицетворять содержание лингвистических понятий. Зато ТИМ и ТОМ прекрасно воплощают различение мягкости и твердости согласных (и ничего другого не делают), колокольчик КОЛЯ рассказывает детям о звонких и глухих согласных, единственное предназначение АМУ — охотиться за согласными. Смысл жизни ЗВУКОВИЧКОВ — заботиться о звуках, заниматься строительством звуковых домиков для слов.
ПОВЕЛИТЕЛЬ СЛОГОВ отвечает за построение слогоударных схем слов.
В качестве поощрения используются медали — знаток слогов;
— знаток слов;
— знаток гласных… и т.д.;
— знаток согласных.
В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания: зрительное и слуховое восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение. Именно в этот период складывается вторая сигнальная система — речь. Логопеду очень важно добиться взаимодействия первой и второй сигнальных систем: образа и слова. Слово должно вызывать яркий, многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в слове.
Ко многим предлагаемым на занятиях по обучению грамоте играм необходим наглядный и словесный материал (загадки, стихи, произведения фольклора, отрывки из сказок, басни) (приложение 2). Художественные тексты создают игровую ситуацию, вызывая у детей интерес, эмоциональный отклик, активизируют их прошлый опыт.
Зрительная и слуховая наглядность выступает в единстве. Ведь чтобы наглядность, образность и красочность материала влияли прежде всего на их эмоциональную сферу, необходима яркая и доступная игра, доставляющая им удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, улучшает когнитивную деятельность.
Игры со словами:
— хвостоглав;
— слоги рассыпались;
— шифровки (зашифрованные пословицы и поговорки);
— пословицы в стиле «ребус»;
— сложи слова из букв: разного цвета, размера, шрифта;
— собери пазл, прочти слово;
— где слог? кому слово?;
— отыщи слово, спрятанное в картинках.
Чтение в усложненной ситуации:
— найди способ прочтения (по цветным стрелкам, сверху-вниз, круглограммы);
— изографы;
— деформированные тексты.
Кроссворды
Ярко, красочно оформленные кроссворды активизируют внимание, развивают память, мышление, самостоятельность, инициативу, вызывают интерес к занятию.
Виды кроссвордов:
— на заданные звук и букву;
— кроссворды-« загадки »;
— «времена года»;
— кроссворды-« шутки ».
Игры для профилактики и коррекции оптической дисгра-фии и дислексии
Найди слева такие же:
— букву;
— цифру;
— сочетание букв;
— геометрическую фигуру.
Эти игры параллельно помогают актуализировать словарь, формировать обобщающие понятия, осуществлять грамматическое оформление фразы.
Игры, позволяющие существенно расширить возможности работы над звукослоговым анализом и пониманием его наиболее сложных сторон, используя звуковую и игровую мотивацию:
— поговорим на языках (вороньем, гусином);
— загадочный круг;
— для кого этот звуковой домик?;
— волшебный круг;
— веселый поезд;
— звуковой тир;
— звуковая стройка
Эффективна для коррекции фонематического восприятия Логопедическая программа Игры для Тигры. В программе имеется раздел Фонематика, который и предполагает работы над фонематическими процессами.
Даже как то неприлично. Неужели ресурс заброшен.
Да уж. По моему с обновлениями не спешат
как грустно без новых книжек