Подготовка к обучению письму

Письмо — сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. Анализ методик по подготов­ке к обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внима­ние. Рекомендации даются лишь по отдель­ным направлениям работы и часто без учета возрастных особенностей дошкольников.

Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выст­роенного в систему специальных игр, упраж­нений и заданий. Это должна быть не меха­ническая тренировка, а осознанная творчес­кая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырем основным направлениям.

1. Развитие руки.

2. Подготовка к технике письма.

3. Аналитико-синтетическая деятельность.

4. Формирование элементарных графиче­ских умений.

Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание.

1. Развитие руки.

1.1. Сформировать правильный захват орудия письма: карандаш держат тремя паль­цами — большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а ука­зательный сверху. Верхний конец каранда­ша направлен в плечо. При правильном за­хвате указательный палец должен легко приподниматься, при этом карандаш не па­дает.

Для развития щепоти используются паль­чиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев), упражнения с ка­рандашом («Покрути карандаш двумя паль­цами, тремя пальцами»), игровые упражне­ния типа «Посолим суп».

1.2. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.

Такое распределение подразумевает быс­трое чередование силового напряжения и расслабления. (Силовое напряжение — когда пишем сверху вниз; расслабление —когда пишем снизу вверх.)

Формирование правильного распределе­ния мышечной нагрузки руки осуществляет­ся в играх типа «Мозаика», «Лего», «Конст­руктор», при работе со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки.

1.3. Развивать мелкую моторику рук.

2. Подготовка к технике письма.

2.1. Развивать пространственную ориен­тировку.

В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в прост­ранстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно чело­века, стоящего напротив.

Прежде всего ребенок должен знать, где у него правая (левая) сторона туловища. Во время физкультминутки можно отработать знания детей по ориентировке как в своих частях тела, так и ориентировке относи­тельно себя (над головой — верх, под нога­ми — низ, за спиной — сзади, перед собой —спереди).

При выполнении заданий по ориентиров­ке используются игровые упражнения типа «Ты направо (налево, вверх, вниз) посмотри. Что ты видишь, назови».

Самым сложным для ребенка является ориентировка по отношению к человеку, который стоит напротив. На практике это может быть педагог. «Зеркальное» отраже­ние ребенок запоминает труднее, но и это он должен усвоить с помощью упражне­ний.

Полученные знания по ориентировке в пространстве дети должны «перенести» на лист бумаги (половина формата А4). На­сколько правильно ориентируется ребенок на листе, можно определить с помощью диктанта (каждое последующее задание дается после выполнения детьми предыдущего): «Перед вами лежит лист бумаги. Нарисуйте в правом верхнем углу солнышко. В нижнем правом уг­лу нарисуйте цветок». Диктант продолжается, пока не будут заполнены все углы и середина листа.

Для выяснения представлений ребенка о пространственных отношениях между пред­метами можно использовать сюжетную кар­тинку. Дать задания:

показать, какая из птиц сидит на дереве вверху, а какая — внизу, какая из них сидит выше, а какая ниже;

показать, что на картинке изображено далеко, что близко;

сравнить предметы, изображенные на картинке, между собой (выше — ниже, впе­реди — сзади, справа — слева);

назвать расположение изображений по отношению к ребенку.

У детей, испытывающих трудности в раз­личении левой и правой сторон, при обуче­нии грамоте часто возникают затруднения в усвоении зрительного образа букв (наблю­дается склонность к их «зеркальному» изоб­ражению). Поэтому на занятиях с таким ре­бенком следует использовать дополнитель­ные пояснения и достаточное количество упражнений для определения формы, вели­чины предметов, их пространственного рас­положения по отношению к самому ребенку и друг к другу.

2.2. Развивать чувство ритма.

Учить детей слышать ритм и воссоздавать его (по образцу и собственный), фиксиро­вать ритм посредством ритмических рисун­ков (бордюров) и читать их.

Известно: чем выше двигательная актив­ность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию коорди­нации, общей и тонкой произвольной мото­рики. С помощью стихотворной ритмики вы­рабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Движения с музыкальным сопро­вождением положительно влияют на разви­тие слуха, внимания, памяти, формируют временную ориентировку, то есть способ­ность уложить свои движения во времени в соответствии с различным метроритмичес­ким рисунком музыкального произведения.

То же можно сказать и о выполнении рит­мических упражнений в письме. В упражне­нии «Бордюр» ребенок первоначально не видит повторяемости элементов (ритма). В данном случае ритм как понятие является новым. Необходимо соединить в представ­лении ребенка ритм как движение и навыки письма (рисунка).

2.3. Познакомить с разлиновкой и на­ учить ориентироваться в ней.

В рамках подготовки к обучению письму детей знакомят с понятием «разлиновка», с разлиновкой «линейка», с дополнительными опорными линиями. Через игровые упраж­нения закрепляют умения ориентироваться в «линейке», а затем печатать в ней элемен­ты букв и сами буквы. Печатание букв школьного шрифта может выполняться только тогда, когда ребенок сам хочет это делать и когда сформированы предпосылки к письму.

В большинстве случаев обучению в ори­ентировке на разлинованном листе бумаги не уделяется должного внимания. Все эти навыки приобретаются в школе, хотя в до­школьном учреждении дети, в силу своих возрастных особенностей, способны по­нять и запомнить правила письма в разли­новке.

2.4. Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и за­крепить его в практических упражнениях игрового характера.

Правило: при письме все горизонтальные линии ведутся слева направо, все верти­кальные и наклонные — сверху вниз.

Сначала ребенка обучают ставить точки, с которых начинается печатание и письмо, за­тем — рисовать стрелочки, указывающие на­правление движения руки. Необходимо, чтобы движение действительно начиналось в нужной точке и ребенок научился пони­мать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях согласно заданию и правилам письма. При этом торопить его не следует.

Важно также объяснить детям, какие ли­нии считаются параллельными. Нарушение параллельности необходимо показывать на­глядно.

3. Аналитико-синтетическая деятель­ность.

Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графи­ческого образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.

3.1. Анализ и синтез графических, услов­ных изображений предметов.

Игровые упражнения данного направле­ния предшествуют работе с буквами. Они основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребенку назвать части, из которых состоит рисунок).

3.2. Анализ образа букв.

Этот процесс состоит из умения ребенка определять:

количество элементов (сколько элемен­тов составляет букву?);

характеристику элементов (какие это элементы?);

пространственное расположение эле­ментов в букве.

3.3. Синтез образа букв.
Дошкольник не должен писать буквы. Не­обходимо подготовить образ буквы из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребенка воссоздать образ путем составле­ния из элементов.

3.4. Дифференциация образа букв.

В игровых упражнениях ребенок сопос­тавляет, сравнивает схожие по написанию буквы.

4. Формирование элементарных гра­фических умений.

4.1.Упражнять в осознанном печатании элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без нее).

4.2.Проводить упражнения, подготавли­вающие к написанию элементов школьного шрифта («Клубочки», «Волны»).

Систему упражнений по формированию готовности старших дошкольников к обуче­нию письму следует включить в ежедневное планирование. Педагогу необходимо видеть весь объем предстоящей работы и прово­дить ее с учетом возрастных и индивидуаль­ных возможностей ребенка.

Примерное распределение работы по воз­растам.

Старшая группа — 1-е направление, 2-е направление (2.1. — ориентировка в прост­ранстве относительно себя и относительно какого-либо предмета), 3-е направление (З.1.), 4-е направление (4.2.).

Подготовительная к школе группа — все направления.

Если занятия проводятся с детьми сред­него дошкольного возраста, — 1-е направле­ние, 2-е направление (2.1. — ориентировка в пространстве относительно себя).

 

Камаюмова Нурия Галямовна

педагог центра семьи и детства, г. Орск

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 2
  1. Logo

    Хорошая статья. актуальный материал. Сейчас в связи с переходом на ФГОС в дошкольном образовании много появляется материала оторванного от практики. Педагогу некогда работать и развиваться, занимаемся больше псевдопланированием.

  2. Вита

    Подготовка к школе немыслима без совершенствования навыка рисования. Предлагаю уроки рисования отдельных предметов. Например, давайте рассмотрим .

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: