Начинаем работу по укреплению дыхательного аппарата. По существу это и есть тренировка трехфазного дыхания. Упражнения строятся на речи, а затем и на пении. Ведь каждый сказанный ДЛИННЫЙ звук образуется при помощи плавного выдоха. Его упругость и ровность хорошо проверяются слухом. Нужно научиться внимательно слушать себя и различать в звуке неровности и колебания. Исправляя эти неровности, мы налаживаем работу дыхательной мускулатуры. Нужно научиться осознавать неправильность в звучании голоса и уметь объяснить причину этой неправильности. Поэтому, также как и при постановке речевого дыхания, следует не только внимательно слушать себя, но и слушать товарищей, смотреть на них, чтобы заметить такие ошибки, как поднятие плеч, неверно сложенные губы и т. д. Это внимание к чужим ошибкам помогает самому лучше выполнять упражнения, избегнув повторения замеченных у товарищей недостатков. Итак, на занятии нужно и слушать и наблюдать.
Упражнение №2 (описание)
Согласный, при помощи которого тренируется выдох — это звук «С». Он хорошо слышен, его ровность легко проверяется. Условимся перед любым упражнением непременно создавать необходимый запас дыхания: выдохнуть на «пффф», выдержать паузу и дождаться возврата дыхания. Чтобы не повторять каждый раз перед упражнением: выдох, пауза, возврат дыхания,- договоримся условно обозначать эти три момента буквами «ПФ».
Первый согласный, при помощи которого мы будем заниматься тренировкой дыхания, — это «С». После «ПФ» (то есть после выдоха, паузы и возврата дыхания) мы произносим продолжительное «ссс».
Тренировка дыхания заключается в том, чтобы продлить на некоторое время (как всегда, не до конца дыхания) этот звук и добиться, чтобы он звучал ровно, не уплотняясь и не ослабевая. Представим себе этот звук в виде буквы «с», заключенной в рамку. Мы не должны ее ни увеличивать, ни уменьшать. Если мы резко пошлем выдох, звук увеличится: с<С; если ослабим его, то звук уменьшится: С>с. Только при плавном, ровном произнесении сне выйдет из рамки, а ровное и плавное звучание — это ровный, плавный выдох, чего мы и добиваемся. На первых же тренировках не нужно торопиться произносить звук сразу, как только вернется дыхание. Представим себе, что после выдоха, паузы и возврата дыхания мы сначала как будто увидели букву на стене, а потом начали ее произносить.
Можно сделать и так: после возврата дыхания мысленно сказать «раз» и затем начинать произносить звук. Упражнение повторяется по два-три раза. Последовательность выглядит так:
- «ПФ>»(«раз»),
- «ссс»,
- пауза,
- возврат дыхания («раз»),
- «ссс»,
- пауза,
- возврат дыхания,
- «ПФ» — отдых.
При выполнении упражнений сразу же следует приучать себя не только начинать с «ПФ», но и заключать «ПФ» любую тренировку, как это написано в упражнении. Для дыхательной мускулатуры это «ПФ» будет служить отдыхом. Во всех упражнениях следует также помнить о том, что нельзя отдавать дыхание до конца. Так и в упражнении с выдохом на с вначале нужно больше обращать внимание на ровность звучания, а длина звука будет расти постепенно.