Описаны особенности спортивного бального танца как динамично развивающегося вида спортивной активности. Рассмотрено внедрение логопедических приемов в методику начального обучения спортивным бальным танцам с целью развития коммуникативной сферы дошкольников. Раскрывается мысль о возможности интеграции логопедических приемов и методики обучения спортивным бальным танцам с точки зрения педагогики и логопедии. Представлено основное содержание программы «Логодэнс (LogoDance)».
Спортивный бальный танец в современном мире — это один из наиболее стремительно развивающихся видов спорта и хореографического искусства. Спецификой спортивных бальных танцев, отличающей их от других видов спортивной активности, является отсутствие медицинских противопоказаний на начальном этапе обучения. Это делает бальные танцы массовым спортом, которым можно заниматься всем детям. Бальный танец является особым средством воспитания в силу его многогранности, которая определяется различными аспектами: музыкальностью, пластичностью, этическим и художественно-эстетическим образованием, спортивно-физическим развитием. Все это, безусловно, играет важную роль в развитии личности человека, особенно на раннем этапе его формирования. В настоящее время существует некоторое количество научных трудов, авторы которых изучают спортивные бальные танцы как социокультурный феномен. Однако полностью отсутствуют исследования, в которых танцевальный спорт рассматривался бы в связи с совершенствованием коммуникативных процессов дошкольников.
Учитывая возрастную специфику, на начальном этапе обучения детей дошкольного возраста бальным танцам используются игровые упражнения с учетом ближайших зон психофизического развития. В этот период активно развиваются не только двигательные навыки, но совершенствуется понимание речи, активизируется экспрессивная речь, что помогает воспитать не только физические, но и коммуникативные качества. По этой причине стоит обратить особое внимание на обучение целенаправленным движениям в синхронизации с речевой деятельностью. Кроме того, тенденция запаздывания развития речи у детей, а также снижение их речевой активности требует корректировки традиционных методов обучения, модернизации развивающей коммуникативной среды дошкольника. Интеграция двигательной и речевой деятельности способствует расширению объема движений, улучшает координацию, пространственную ориентировку, чувство ритма, развивает базовые психические процессы, память, внимание, мышление. Процесс синхронизации речевых и двигательных способностей возможно обеспечить за счет включения элементов логопедического воздействия в методику обучения спортивным бальным танцам. Предметное содержание педагогической деятельности по внедрению приемов логопедии в методику преподавания спортивных бальных танцев представлено в программе «Логодэнс (LogoDance)». На практике представленная программа представляет собой систему занятий и способствует совершенствованию речи у дошкольников путем развития нервных структур, активации анализаторных систем и когнитивных функций.
Компоненты программы «Логодэнс (LogoDance)»
- Базовый — обучение спортивным бальным танцам;
- Дополнительный — использование логопедических приемов активизации речевой деятельности.
Базовый компонент формирует:
- пластику тела,
- чувство ритма,
- пространственно-временные представления,
- координацию между нервной и мускульной деятельностью ребенка.
Дополнительный компонент совершенствует:
- артикуляционную и мимическую моторику;
- дыхательно-голосовые возможности;
- фонетико-фонематические процессы;
- лексико-грамматический строй речи.
Исходе из нашего опыта педагогической деятельности наиболее результативными являются следующие методы:
— словесно-практический (наглядный показ того или иного движения с одновременным объяснением материала);
— репродуктивный (применение специально организованных упражнений, моделирование искусственных ситуаций с целью побудить учеников к практическому использованию полученных знаний, умений, навыков);
— частично-поисковый (анализ полученной информации и самостоятельное выявление ошибок и причин, породивших их; совместная деятельность с педагогом, построенная через диалог, с целью устранения выявленных ошибок).
В ходе работы применяются комбинированные средства (элементы логопедической технологии, музыкально-ритмические и хореографические приемы т.д.) и различные формы педагогической деятельности:
- занятия-практики (групповые, подгрупповые, индивидуальные);
- теоретические занятия;
- занятия-дискуссии;
- просмотр и комментирование видеоматериалов;
- развивающие занятия-игры;
- показательные и соревновательные мероприятия.
Основные моменты содержания программы «Логодэнс (LogoDance)» представлены в таблице.
Таблица содержания программы
Базовый компонент
|
Дополнительный компонент |
Общефизическая подготовка.
Упражнения на гибкость и силу. Постановка корпуса. Позиции рук и ног. Прыжки. Координационные физические упражнения для рук, шеи, головы, плеч и корпуса в различных направлениях. Упражнения в равновесии на баланс. Пространственная ориентировка в схеме тела, в окружающем пространстве и направлениях движения. |
Артикуляционная и мимическая гимнастики.
Статические и динамические артикуляционные упражнения. Упражнения для мышц лица. Выработка умения передавать в мимике, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки.
|
Полька (музыкальный размер 4/4).
Закрытое положение. Открытое положение. Основные движения: галоп, подскок, хлопушки, каблучные. Соединение фигур. Простейший анализ музыкальных композиций, воспроизведение их ритмической схемы. |
Дыхательная и голосовая практики.
Совершенствование фонационного вдоха и выдоха. Уточнение речевого дыхания. Работа над различением голоса по силе, высоте и тембру. |
Медленный вальс (музыкальный размер ¾).
Закрытое положение. Основные движения: маленький квадрат, перемена правая и левая. Отработка непрерывного движения с помощью естественных шагов вперед и назад. Механика движения стоп, ног, корпуса. Подъемы и снижения. Позиция рук «в рамке». Простейший анализ музыкальных композиций, воспроизведение их ритмической схемы. |
Фонетическая и фонематическая зарядки.
Уточнение произношения гласных звуков и звуков раннего онтогенеза на материале звукопродражаний, чистоговорок. Определение характера и направления шумов и звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Определение заданного звука речи из ряда изолированных звуков. Простой фонематический анализ слов. |
Ча – ча — ча (музыкальный размер 4/4).
Закрытое положение. Основные движения вперед и назад, «шоссе». Соединение фигур. Простейший анализ музыкальных композиций, воспроизведение их ритмической схемы. Выделение акцентов хлопками.
|
Лексико-грамматический тренинг.
Уточнения словаря существительных, глаголов и прилагательных, относящихся к циклам лексических тем «Части тела», «Животный мир», «Времена года». Обогащение словаря за счет слов-названий танцев, элементов фигур, а также слов, обозначающих пространственно-временные и темпо-ритмические категории. Комментирование тренировочных и танцевальных движений. |
Темпо-ритмическая организация двигательных навыков
Отдельным направлением выделена работа над темпо-ритмической организацией танцевальных двигательных навыков с одновременной работой над четкой координацией движений и мышечной регуляцией. Важность данного направления обусловлена тем, что нормализация темпа и ритма общих движений содействует воспитанию правильной темпо-ритмической организации речи. Выполняя действия, дети более четко произносят слоги и слова, а при выполнении танцевальных движений ребенку необходимо придерживаться заданного музыкального темпа и ритма.
Рассмотрев особенности внедрения элементов логопедии в методику обучения спортивному бальному танцу следует заметить, что спортивный бальный танец является сложно-координационным видом спорта, который требует постоянного анализа и контроля учеников всех действий и положений собственного тела. Высокий уровень самоконтроля достигается благодаря применению интегрированного обучения и дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе.
Таким образом, методика обучения спортивным бальным танцам, реализованная в программе «Логодэнс (LogoDance)», обеспечивает не только формирование специальных танцевальных качеств, но успешное общее развитие дошкольников, включая речевую деятельность, способствующую раскрытию коммуникативных способностей и более эффективному освоению предстоящей учебной деятельности и адаптации к школе.
ИСТОЧНИК: СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ XII МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. Москва, 2022